Сегодня поговорим c вами об Изменении №2 к ДБН А.2.2-3:2014 "Состав и содержание проектной документации на строительство". Изменение №2 вступило в силу с 1 июля 2022 года. К сожалению, несмотря на заявленные намерения относительно создания актуализированной версии ДБН, то есть полного текста с внесенными изменениями, так как это делается для нормативно-правовых актов, такого текста ДБН пока найти не удалось. И на сайте Минрегиона, и в строительном реестре, изменения представлены в виде отдельного документа, состоящего из выражений: такой-то объект выложить в новой редакции, или дополнить новым абзацем, или изъять какой-то абзац. Понятно, что пользоваться таким документом неудобно, можно не все дочитать или вставить, а что-то и пропустить. Поэтому будем надеяться все-таки на появление актуализированной версии этих и других строительных норм, но для анализа внесенных изменений - это не так уж и важно, потому что, все равно нужно работать с предыдущей и с новой редакцией. В общем, изменение №2 - это незаурядное событие, изменений немало, обо всех из них рассказать нереально, а может и не стоит, потому, что часть из них откровенно редакционного или технического содержания. А некоторые просто загадочны. Например, замена термина "общественный дом" на "общественное здание", когда соответствующий ДБН называется "Общественные дома и сооружения". Или замена слова "самостоятельный" на "автономный". При этом, наверняка остались нормы, в изменении которых действительно есть необходимость, но до них руки еще видимо не дошли.
Поэтому дальше о ключевых изменениях, как всегда, с позиции контроля. Структура государственных строительных норм "Состав и содержание проектной документации на строительство" не изменилась. Новых разделов не добавилось, изъятых тоже нет, количество приложений тоже не изменилось. То есть, изменения произошли внутри разделов и приложений, поэтому их будем и рассматривать.
Итак, раздел 1: Сфера применения государственных строительных норм. Начиная с этого раздела, и у всех последующих изъят термин "техническое переоснащение", включая его определение. Ну, теперь, кажется все, такого вида строительства, как "техническое переоснащение" больше не существует. А если где-то и упоминается, например, в Перечне 406, его, очевидно, нужно воспринимать как назначение объекта строительства, а не вида строительства. Так что, скажете вы, право на выполнение работ на объектах строительства, в названии которых указан вид строительства "техническое переоснащение" получить уже невозможно? Не знаю, может и не все обратили внимание, на то, что закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности", где-то год назад, был дополнен статьей 31-1, с довольно таки сложным названием: Особенности получения информации и/или документов, необходимых для разработки проектной документации на строительство и/или техническое переоснащение электрических сетей внешнего электроснабжения электроустановок заказчика до точки присоединения электроустановок заказчика), и проектной документации на строительство электрических сетей линейной части присоединения и особенности согласования такой проектной документации. В законную силу статья вступила 20.07.2021 года. Как теперь разрабатывать проектную документацию, ну и соответственно получать право на выполнение строительных работ на техническое переоснащение электрических сетей внешнего электроснабжения электроустановок заказчика, если оно предусмотрено законом, и не отраслевым, а основополагающим в сфере градостроительства. Очевидно, правая рука не знает, что делает левая. Второе, на что стоит обратить внимание в этом разделе, так это уточненная норма относительно того, что требования по составу, содержанию проектной документации на объекты отраслевой специфики при необходимости могут устанавливаться отраслевыми строительными нормами, с учетом понятно положений базовых норм. Очень важная и нужная норма. Ведь проекты разного назначения объективно различаются и по составу, и по содержанию. И это должно регулироваться именно отраслевыми строительными нормами, при соблюдении общих базовых принципов. Далее будут названы конкретные примеры реализации этой нормы. Не стоит перегружать закон отраслевыми и техническими подробностями, так сказать, деталями, он, уже и сегодня похож на «непроходной двор».
Не раз подчеркивал, что употребляемое в различных нормативно-правовых актах, словосочетания дома, здания, сооружения - по сути, тавтология, ибо здание является разновидностью сооружения, а дом разновидностью здания. Теперь так было, потому что сделана попытка развести эти понятия. Определение сооружения не изменилось, а вот здание теперь – искусственно созданный объемный объект, состоящий из несущих и ограждающих конструкций, или объединенных несуще - ограждающих конструкций, образующих наземные, а теперь и надземные или подземные помещения, предназначенные для жизнедеятельности и производства продукции. То есть, здание может являться только объемным объектом. Сказать что новое определение неправильно, конечно нельзя, но сооружение тоже может быть объемным объектом, и вряд ли кто-либо представлял себе здание плоскостным или линейным объектом. Поэтому, чтобы достичь нормативной чистоты, стоило бы в определении сооружения отметить, что к сооружениям относятся только объемные объекты, не предназначенные для жизнедеятельности людей, и производства продукции. Но все равно определение оставляет некоторые вопросы, скажем, склад, хранилище, ангар – это здание или сооружение? И вообще что в этом мире не предназначено для жизнедеятельности людей? Дом, подразумевает определение, оставшееся без изменений – это разновидность здания, предназначенного для проживания и обслуживания людей. Но добавилось новое определение – жилой дом, это тоже разновидность здания, предназначенного для проживания людей. Сказать что неправильно, тоже нельзя, но почему разновидность здания, а не дома, который тоже предназначен для проживания людей и не только. Кто объяснит? И почему не дано тогда определение общественного здания? Изменилось определение объекта, на простое и лаконичное: объект – это здание, сооружение, их части, ну так и должно было быть, еще раз подтверждающее разграничение терминов "здание" и "сооружение". Теперь во всех других законодательных и нормативных актах нужно равняться на этот ДБН и вносить соответствующие изменения, поскольку в основополагающем законе Украины "О регулировании градостроительной деятельности", объекты строительства – это дома, здания, сооружения, и эта мантра повторяется не один раз. И сколько еще актов повторяют то же самое? Но начало положено. Вообще связь между термином объект и здание или сооружение напоминает некую итерацию: здание или сооружение является объектом, а объект является сооружением, зданием или их частью. Где курица, где яйцо? Изменилось определение видов строительства, теперь это, как и в законе: новое строительство, капитальный ремонт, реконструкция. В законе еще указана и реставрация, но "Состав и содержание научно-проектной документации на реставрацию", именно так она называется, регулируется отдельными государственными строительными нормами. Больше изменений в определении капитального ремонта, это связано в том числе, с изъятием технического переоснащения, часть которого, я уже говорил об этом ранее, может быть полностью отнесена к капитальному ремонту. Как видите, это нашло отражение в новом определении. К капитальному ремонту отнесена и термомодернизация, то есть, в названии объекта строительства где будут осуществляться работы по термомодернизации, как вид строительства нужно будет указывать капитальный ремонт.
Очень уместно уточнение определения капитального ремонта, для автомобильных дорог, из-за ссылки на соответствующие отраслевые строительные нормы. Как это и следует, из вышеупомянутой нормы относительно того, что установление требований к составу и содержанию проектной документации на объекты отраслевой специфики должно осуществляться отраслевыми нормами. Что непонятно из текста изменения капитального ремонта, четко понять нельзя, остался ли в действии последний абзац пункта 3.7, который определял, что капитальный ремонт предполагает приостановку на время выполнения работ эксплуатацию объекта в целом, или его части. Все же думаю что да, оставлены, потому что изменения в пункт 3.21, где дается определение реконструкции, касается только первого абзаца определения, а требование о приостановке эксплуатации содержится во втором абзаце. Этих вопросов не возникало бы конечно, если бы имелась актуализированная версия всех государственных строительных норм. Само определение реконструкции, по сути, осталось прежним, некоторые изменения можно отнести к косметическим или ритуальным. Определение нового строительства, по сути, тоже не изменилось, устранено только дублирование и тавтология. Но из определения убрана норма относительно того, что достройка приостановленных объектов незавершенного строительства, является новым строительством. Конечно, по сути, оно так и есть, потому что и капитальный ремонт, и реконструкция могут производиться только на введенных в эксплуатацию объектах. Хотя, на мой взгляд, такое уточнение было бы не лишним оставить, учитывая квалификацию сегодняшних работников соответствующих органов.
Отредактировано определение ряда других терминов. Общим является то, что в определениях теперь указывается только два вида объектов: здания и сооружения, а также их части. В частности, это определение комплекса как объекта строительства, а также очереди и пускового комплекса. Удалены термины, определения которым даны в актах высшего уровня, в частности в законе Украины "О регулировании градостроительной деятельности" - это градостроительная документация, проектная документация, задачи на проектирование и другое. Да, и конечно изъято определение технического переоснащения, все, вот и конец одной из коллизий. Хотя, наверное, те, кто еще не читал эту статью, смогут еще побродить по лабиринту с названием "техническое переоснащение".